Медиаграмотность: Итоги мониторинга российских СМИ за 2014 год

Ложь

Январь 10, 2015

Диана Дуцик

Диана Дуцик подвела итоги мониторинга российских СМИ за 2014 год, который осуществлял Mediasapiens.

В первую очередь основными пропагандистами стали государственные телеканалы «Россия 1» и «Россия 24», впоследствии телеканал Минообороны России «Звезда». Однако пропаганда стала частью редакционной политики и частных медиа, в первую очередь тех, которые полностью или частично финансируются за счет «Газпрома» или благосклонных к Путину олигархов, в частности, это канал НТВ или газеты «Комсомольская правда», «Известия» и другие. Влияние на западную англоязычную аудиторию осуществляет телеканал Russia Today, а также многочисленные эксперты — лоббисты России, выступающих в западных медиа. Источником фейковых и постановочных новостей часто становится телеканал LifeNews (холдинг «Ньюс-Медиа», владелец Арам Габрелянов).

Интенсивность российской пропаганды

Интенсивность новостей об Украине в российских медиа менялась в течение года. Своего пика она достигла в периоды:

— Майдана,

— Аннексии Крыма,

— Начала военных действий на востоке Украины.

В эти периоды российские новости практически полностью были посвящены Украине. С сентября 2014 мы наблюдали спад интенсивности сообщений об украинских событиях и изменение риторики.

Для наглядности некоторые цифры по количеству отведенного украинским событиям времени в российских новостях на «Первом канале» и канале «Россия 1».

-

«Комсомольская правда» в 2014 году все время выступала активным пропагандистским рупором Кремля. Это ежедневная российская газета. В некоторые месяцы она почти половину номеров посвящала Украины. Так, например, в марте вышло 19 обложек с украинской тематикой, в июле — 13.

-

Приведенные выше цифры показывают, как в последние месяцы 2014 внимание к Украине падает, российские СМИ понемногу переключаются на внутренние российские проблемы.

В течение года российские СМИ меняли и риторику относительно событий в Украине. Основные месседжи, которые пыталась навязать российская пропаганда своей аудитории, были следующими:

1. Украина — не государство, Украина — failed state.

Тема раскола Украины и невозможности ее существования в пределах определенных границ не нова для российских медиа. Впервые к ней стали обращаться во время Оранжевой революции. В контексте последних событий ее активизировали еще в конце 2013 года. Так, например, российский журнал «Эксперт» (№48 за 2-8 декабря 2013) исходит с обложкой: «Тяжелая судьба. Украина мечтает о Европе, но быть не может без России», а в публикации журналистки Ольги Власовой «Окончательный розыгрыш» речь идет о распределении Украины на части, которое якобы ждет нашу страну в долгосрочной перспективе. «При этом важно отдавать себе отчет, что «окончательный розыгрыш» Украины целиком (именно целиком) между Россией и Европой невозможен. Конфликт вокруг соглашения об ассоциации это наглядно показал. Издержки «окончательного выбора» оказываются несовместимы с самим существованием Украины в ее нынешнем виде», — резюмирует журналистка Власова.

И в той или иной интерпретации тезис о расколе Украины постоянно присутствует в российском медийном пространстве.

2. Демонизация протестующих на Майдане, а затем, после начала боевых действий на востоке Украины, — в общем украинцев и всего украинского.

Это осуществлялось через использование языка вражды и риторики войны: «бандеровцы», «фашисты», «неонацисты», «головорезы».

Российские СМИ при этом постоянно сохраняют внимание к действиям украинских правых и радикалов («Правый сектор», «Свобода», Ляшко).

-

3. Делегитимация украинской власти и легитимация террористических групп.

После побега Януковича в Россию российские СМИ занялись делегитимацией новой украинской власти. Ее называют не иначе как «хунта», а впоследствии — «Каратели». Такая лексика использовалась вплоть до осени. С сентября из эфиров российских телеканалов начинает исчезать слово «хунта», что показывают наши мониторинги.

Легитимация событий на востоке Украины и террористических групп происходила сначала через образ «Новороссии». Вскоре после проведения псевдореферендума начали употреблять «Донецкая народная республика» и «Луганская народная республика». Также использовалась такая лексика, как «крымская самооборона», «ополченцы», «народный губернатор» или «президент Донецкой народной республики», теперь также «донецкая армия», «полицейские ДНР».

-

Показательным является введение в информационное поле (а затем вывода — когда поставленные задачи были выполнены) тех или иных персонажей. В частности, Стрелкова-Гиркина. Если во время первой фазы событий на востоке, к проведению псевдореферендума, он был центральной фигурой в российских СМИ, то, опять же, с сентября он исчезает из эфиров и страниц газет.

-

4. Дискредитация процесса президентских и парламентских выборов.

Российская пропаганда постоянно делала акцент на невозможности проведения президентских выборов (впоследствии и парламентских) на востоке Украины. В частности, навязывалась тезис о нелегитимности президентских выборов.

А после избрания Порошенко Президентом «Комсомолка» вышла с заголовком «Инаугурация будущей диктатуры».

-

Накануне парламентских выборов (25.10.14) в той же газете был заголовок «Совет карательной операции». Другие российские СМИ весь год представляли Украину как страну «фашистскую», где процветает «праворадикализм», не отошли от этого тренда и во время выборов в Верховную Раду. «Через три недели Украина будет выбирать между ультранацизмом и просто нацизмом», — сообщал «Первый канал».

«Первый канал», «Новости», 05.10.2014

«Ведущая Екатерина Кибальчич.

… Последние опросы показали, что ни «Свобода», ни «Правый сектор» в Верховную Раду не проходят, избиратель прыгает и кричит их речевки, а сами они НЕ нужны. Парадокс, но объясняется просто. Их идеи оказались слишком симпатичнымы, а сами они не очень. Национал-патриотами стали теперь все без исключения украинские политики. И редкая партия НЕ пригласила в свой список «героя революции» в знак уважения. Через три недели Украина будет выбирать между ультранацизмом и просто нацизмом. Большинство из осторожности выберут «просто», что называется «с человеческим лицом» ».

В то же время о так называемых выборах «ДНР / ЛНР» — или положительно, либо нейтрально.

Еще один тренд украинской парламентской избирательной кампании в российских СМИ — пиар «Оппозиционного блока» и сокрушительная критика днепропетровского губернатора Коломойского. Российская пропаганда активно рассказывала, как притесняют кандидатов от «Оппозиционного блока», как не пускают в эфир телеканалов (это при том, что один из кандидатов от этого блока, Сергей Левочкин, является совладельцем канала «Интер»). Эта политическая сила была представлена российскими медиа как едва ли не единственная, которая выступает за мир в Украине. Тогда как БПП, «Народный фронт», «Батькивщину» и других было представлено партиями войны.

Также российские СМИ нашли, кроме Яроша и «Правого сектора», нового врага — Игоря Коломойского. Телеканал «Звезда», например, рассказал, что украинского олигарха подозревают в подготовке госпереворота в России.

«Звезда», 01.10.2014

«Коломойского и Яроша заподозрили в подготовке госпереворота в России. Депутат Госдумы Михаил Дегтярев предложил СК РФ проверить причастности владельца «Приватбанка» Коломойского и лидера «Правого сектора» Яроша к созданию военных лагерей и вербовки российской молодежи на территории Украины для проведения государственного переворота в России».

-

К концу года российские СМИ вынуждены были переключиться на внутренние проблемы: стремительное падение российской экономики игнорировать было бы сложно. Но и здесь российская пропаганда нашла врага, который виноват во всех проблемах: конечно, это США и ЕС. Но в России не все так плохо, ее экономика еще достаточно прочная, а вот в Украине — все гораздо хуже, голодно и холодно без российского газа, — рассказывали в новостях российских телеканалов в осенне-зимний период.

-

2014 — год фейковых новостей

Российская пропаганда не только манипулировала реальными фактами и по-своему интерпретировала украинские события. Российские СМИ активно создавали новую реальность, производя огромное количество фейковых новостей. Распятый мальчик и концлагеря для беженцев с востока Украины мне лично запомнились больше всего. «Год фейков: как лгала российская пропаганда» — в этой публикации на сайте MediaSapiens наш автор Тарас Назарук собрал самые абсурдные российские фейки 2014 года.

P.S. Итак, интенсивность упоминаний Украины в российских СМИ пошла под конец 2014 года на спад. Но это не значит, что теперь украинские события освещаются правдиво и объективно. Вместе с тем Россия постоянно усиливает свое информационное присутствие в мире, в том числе и в европейских странах, пытаясь склонить западное общественное мнение на свою сторону. В некоторых случаях ей это успешно удается. Что может противопоставить этому Украина — вопрос, который до сих пор остается без ответа.

Оригинал: stopfake.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Login

Register | Lost your password?